Ядерная энергетика: роль страховщиков и общественного мнения

10.04.2013
  • Каковы основные цели и задачи Международной пулинговой системы по обеспечению защиты от ядерных рисков на современном этапе?

Мы - ядерные страховщики и перестраховщики - существуем для того, чтобы застраховать возможные потери, это наша цель. Все члены пула должны хорошо понимать поставленные перед нами задачи. Национальные пулы ядерных страховщиков и перестраховщиков поддерживаются местной страховой индустрией.

Основной вопрос, находящийся в ведении пулов – это вопрос покрытия ответственности за ядерный ущерб. Катастрофа в Фукусиме ярко продемонстрировала, какой величины могут достигать убытки по катастрофе на атомной станции, в том ущерб по жизни и здоровью людей, пострадавших в результате данного события.

  • Какие наиболее актуальные проблемы решает сегодня Международная пулинговая система?

Я бы на первое место поставил сейчас формирование общественного мнения. Исторически сложилось так, что всегда было очень непросто доносить вопросы ядерного страхования до общественности.

В конце января 2013 года в Вене состоялась конференция по вопросам вывода из эксплуатации ядерных объектов. Там говорилось, что с 1957 года, когда случилась авария на «Маяке» и началось развитие нашей пулинговой системы, произошло в общей сложности 20 аварий, связанных с расплавлением активной зоны реактора. Это уже не 3-4 случая, а очень и очень немало (и это мы говорим только о крупных случаях, которые стали широко известны, включая Чернобыль, а мелких аварий еще больше). Разумеется, все это не может не вызывать опасений у общественности.

При этом уровень опасений людей далеко не всегда соответствует реальной степени риска. На Фукусиме уровни облучения не были критическими. Да, они были в сотни раз выше нормального фонового значения, но, тем не менее, они не представляли непосредственной угрозы здоровью. Но как объяснить людям, каким образом эта величина, которая, в 100 раз выше нормы, может быть не опасна?

В целом, бытует мнение, что мирная ядерная энергетика – это очень опасное дело. Поэтому перед ядерной индустрией стоит огромная проблема в сфере развития связей с общественностью. И сама ядерная индустрия как таковая, и множество связанных с ней предприятий различных видов деятельности остро нуждаются в PR и в улучшении общественного мнения. Национальные органы, которые отвечают за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, должны также быть вовлечены в работу с общественностью.

  • Какие меры на рынках стран, где работает возглавляемый Вами пул, планируются в течение ближайших 5 лет в области повышения защищенности населения от ядерных рисков?

Как представитель своего пула, активно работающего в Швеции и Финляндии, я могу отметить следующей. В Швеции и Финляндии основная текущая задача – это организация и проведение противоаварийных учений.

В Швеции мы уже проводили крупномасштабные учения несколько лет назад. В их организации принимали участие не только страховщики, но и многие заинтересованные стороны.

Учения в Швеции были организованы исходя из охвата территории, пораженной условной аварией одной атомной станции, последствия которой затрагивали бы большую часть регионов страны. На этом сценарии отрабатывалось взаимодействие соответствующих ведомств и инстанций.

В Финляндии также проводились учения подобного рода, но в меньшем масштабе.

Кроме того, в учения были в различной степени вовлечены страны Балтийского региона. В частности, при взаимодействии с посольствами различных балтийских стран мы отрабатывали каналы связи и оповещения о ядерной аварии.

Я думаю, противоаварийная готовность является здесь ключевым моментом. И также очень важным моментом является система информирования. В наше время нельзя недооценивать действие социальных медиа. Социальные сети работают намного быстрее, чем какие-либо официальные СМИ. Информация в них распространяется действительно очень быстро и бесконтрольно. На практике нет действительно никакой возможности контролировать информацию в соцсетях.

Цель подобных учений – не в том, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию АЭС, а в том, чтобы изучить, как общество, в целом, будет реагировать на подобную аварийную ситуацию, каким образом будет скоординирована работа различных организаций при чрезвычайной ситуации.

Кроме того, по результатам анализа последствий аварии на Фукусиме была обоснована и необходимость повышения качества обеспечения физической защищенности АЭС. Она определяется, в первую очередь, конструкционной безопасностью станций. На втором месте по важности – правильная эксплуатация. И третий очень важный аспект – это человеческий фактор.

  • Сколько всего пулов входит в международную пулинговую систему сегодня? Какова ее суммарная емкость?

В пулинговую систему входит 27 пулов. Что касается емкости, оценить ее довольно непросто по ряду причин. Во-первых, каждый пул индивидуально принимает решения о тех рисках, которые он покрывает. Во-вторых, работа конкретного пула определяется тем, какие риски могут там покрываться, как, на какой территории, на возможность страхования и перестрахования рисков влияет подверженность станций природным воздействиям типа цунами и пр.

В любом случае мы способны обеспечить достаточную емкость для приема рисков, но в то же время и страховое поле постоянно увеличивается, атомных станций строится все больше и больше. Повышаются и лимиты ответственности за ядерный ущерб, а значит, вместе с ними и лимиты ответственности страховщиков. То есть развитие ядерной энергетики вызывает необходимость роста страховой емкости. Для тех пулов, которые мы представляем, мы рассматриваем это как бизнес-возможность, будущее расширение нашего бизнеса.

Конечно, мы надеемся, что емкость наших пулов и их способность покрывать ущерб будет успешно расти вместе с ростом ядерной энергетической индустрии.

  • Как устроены и как работают органы управления международной пулинговой системой? Каким образом вырабатываются единые правила и подходы для пулов разных стран?

Каждый из 27 национальных пулов, входящих в систему, имеет свой совет управляющих. Каждый совет управляющих руководствуется набором руководящих правил, которые приняты в этом пуле.

По совместному решению пулов был организован Координационный Комитет. В него вошли представители пулов из различных стран. В рамках этого комитета вырабатываются именно общие подходы, в частности, к законодательному обеспечению нашей деятельности. Мы также изучаем произошедшие страховые случаи и обращения со стороны застрахованных.

В нем есть подкомитет, который организует международные технические инспекции в рамках международной пулинговой системы. Формально он, в полной мере, не обладает полномочиями на принятие решений, но, тем не менее, он тщательно и внимательно изучает, что происходит на объекте и дает пулу свои рекомендации. В итоге, когда мы наблюдаем за происходящим в ядерной энергетической индустрии, мы выносим свои компетентные суждения о том, что должны сделать пулы ядерных страховщиков, и сообщаем это мнение руководству отдельных пулов.

Ежегодно проводится Форум страховщиков ядерных рисков. На этих мероприятиях в течение двух дней мы обсуждаем вопросы, представляющие общий интерес для страховщиков. При этом следует обратить внимание, что мы здесь не определяем никаких цен, а только устанавливаем общие правила конкуренции на данном рынке страхования.

  • Собирается ли статистика по пулам, существует ли орган, ответственный за сбор таких данных?

Нет, как таковой статистикой мы не занимаемся. У нас нет статистики по страховым премиям и выплатам. Но есть глобальная база данных об ущербах, там мы и берем данные. Кроме того, мы изучаем интересные случаи, по которым производилось возмещение убытков. Это делается не в целях ведения статистики, а в целях получения опыта. Мы смотрим, что мы можем извлечь для себя полезного из урегулированных страховым пулом убытков.

  • Изучает ли международная пулинговая система опыт создания обществ взаимного страхования (ОВС) предприятиями ядерной энергетики, ведет ли с ними какие-то совместные действия?

Да, мы знаем о работе ОВС, но мы с ними – конкуренты. Один из принципов нашего пула – это финансовая независимость пула при одновременной его способности покрывать очень значительные суммы ущерба. Проблема ОВС заключается в том, что они опираются на финансирование со стороны самих представителей ядерной промышленности, и в случае покрытия серьезного ущерба выплаты могут привести к финансовой нестабильности в отрасли. Возможно, в будущем для увеличения общей страховой емкости данного рынка мы начнем с ними сотрудничество как состраховщики.

Возвращаясь к началу нашего разговора, хочу еще раз подчеркнуть, что основная проблема находится сейчас не в сфере формирования финансовых емкостей, а в сфере работы с общественностью. Проводить работу с общественностью по теме ядерной энергетики – очень тяжелый труд. Исторически сформировалось негативное мнение, не в последнюю очередь потому, то что ядерная промышленность действительно часто что-то замалчивает. Наша задача – улучшить общественное отношение к отрасли и разъяснить реальный уровень ее безопасности и степень страховой защиты.

Источник: информационный портал МИГ "Страхование сегодня"

« назад