Пятнадцать лет ядерному страхованию в России. Итоги и перспективы.

08.02.2013

  • В каких исторических условиях создавался РЯСП? Какие основные этапы Пул прошел в своем развитии?

Давайте на минуту вспомним 1997 год. На рынке присутствовало огромное количество страховщиков - до кризиса их насчитывалось более трех тысяч. В год появлялось и исчезало около 600 страховых компаний. Российское страхование было страшно далеко от того, что можно назвать «цивилизованным рынком», особенно учитывая крайне низкую лояльность страхователей по отношению к услугам страховщиков и использование страхования не столько для перераспределения рисков, сколько для перераспределения или вывода финансов. В этих условиях создание первого страхового пула в России (отмечу, что РЯСП до сих пор является наиболее работоспособным пулом на страховом рынке страны), занимающегося страхованием рисков в наиболее закрытом сегменте, явилось прорывом. История Пула насчитывает несколько этапов: формирование рынка атомного страхования, выход на международный рынок с размещением российских ядерных рисков, интеграция российского пула в международную систему перестрахования.

  • Какова сегодня роль Пула в инновационной экономике, в сохранении и развитии атомной отрасли России, в обеспечении ее конкурентоспособности на глобальных рынках?

Сегодня РЯСП стал неотъемлемой частью системы управления рисками атомной отрасли страны. Программа страхования модернизируется под требования заказчика, проводится постоянный инженерный мониторинг ядерных объектов страны, увеличивается количество видов страхования, которые покупает отрасль, проводятся совместные учения, отрабатываются действия, которые стороны должны принимать в случае ядерного инцидента. РЯСП уже стал заметным элементом мирового ядерного страхования. Увы, возможности сейчас сдерживаются невысокими рейтингами российских страховщиков, которые, в свою очередь, ограничены страновым рейтингом.

  • Насколько верно утверждение, что благодаря созданию и деятельности Пула значительно повысился уровень доверия мирового сообщества к российской атомной энергетике и уверенности в безопасности эксплуатации наших станций?

В качестве принципиальных условий размещения российских ядерных рисков за рубежом выдвигались следующие: создание российского пула, проведение международного аудита, инспекции российских ядерных объектов. Был создан пул, который существовал и нарабатывал историю внутреннего страхования и распределения рисков среди российских компаний – членов пула. Потом и отрасль осознала, что необходимы более высокие лимиты, а для этого необходимо международное перестрахование, для которого, в свою очередь, требуется проведение международных инспекций. Так, почти через 10 лет после создания РЯСП, риски российских АЭС стали размещаться не только внутри членов РЯСП, но и на международном рынке. Международные инспекции очень высоко оценили качество наших АЭС, высокий профессиональный уровень работающих специалистов, качество обслуживания и содержания станций. Российские ядерные риски размещаются на международном рынке наравне с рисками европейскими, американскими и т.д. Сейчас риски Росэнергоатома перестраховываются в 16 зарубежных ядерных страховых пулах. В случае ядерного инцидента на этих объектах максимальный объем страховых выплат РЯСП составит 21 млрд. руб.

  • В каких мероприятиях международной пулинговой системы участвует РЯСП? В чем их значение для признания России равноправным партнером в сфере защиты от ядерных рисков?

РЯСП является членом мировой пулинговой системы, объединяющей все ядерные страховые пулы мира, и участвует во всех ее международных мероприятиях. Мы очень плотно взаимодействуем с национальными пулами, поддерживая партнерские отношения. РЯСП не только размещает российские риски на международном рынке, но и активно участвует в перестраховании международных рисков, с каждым годом увеличивая количество пулов-партнеров. В 2012 году мы участвовали в перестраховании ядерных рисков из 12 стран. Максимальная перестраховочная емкость, которую РЯСП предлагает для страхования зарубежных ядерных объектов, составляет 50 млн. долларов США. Начиная с 2012 года на международном рынке размещается не только традиционный риск гражданской ответственности, но и полная программа страхования имущества российских АЭС.

  • Как деятельность Пула способствует повышению уровня доверия и авторитета российской страховой индустрии на развитых страховых рынках? Почему Пул сегодня - это единственная организация, на постоянной основе и в заметных объемах получающая в перестрахование риски с рынков Европы, Америки и Азии? Как и за счет чего это было достигнуто?

Отрасль существует предельно прозрачно. Это необходимо для целей страхования, это крайне важно и для целей международного перестрахования. Очевидно, что ни один рынок не возьмет на страхование риск, который не будет предельно понятен и в отношении которого не будет предоставлена полная и исчерпывающая информация. Существует план проведения международных инспекций, наши инженеры также принимают участие в инспекции АЭС на территории других стран. В 2012 году наш инспектор участвовал в трех международных страховых инспекциях на объектах, которые перестрахованы в РЯСП. Идет постоянный обмен информацией между национальным пулом и международными пулами. Есть полная готовность страхователей последовательно проводить политику открытости и реализации комплексной программы страхования.

  • Что обеспечивает высокий уровень взаимного доверия и открытости членов пула? Как взаимный обмен конфиденциальной финансовой и отчетной информацией способствует достижению высокого уровня надежности и безусловной платежеспособности членов Пула?

Заметим, что количество членов РЯСП с годами не растет, а сокращается. В РЯСП действует отработанные годами жесткие критерии отбора. Это связано с солидарной ответственностью, которую несут члены РЯСП, с высокими требованиями к их финансовому состоянию. Методика, разработанная в РЯСП, впоследствии была взята за основу методики расчета долей участия и емкости пула НССО. Взаимное доверие определяется коллегиальностью принятия решений и 15-ю годами полноценного функционирования РЯСП.

  • Какие преимущества получают страховщики от работы в РЯСП? Каково тут, по Вашей оценке, соотношение экономических и репутационных выгод?

РЯСП до момента появления РАТСП в декабре 2001 года являлся единственным примером полноценной консолидации страховой отрасли для защиты интересов клиента. Да и сейчас таких примеров на рынке по-прежнему всего два – РЯСП и РАТСП. Конечно, есть и другие примеры – РСА, НССО, но там уровень консолидации определяется требованиями законов об обязательном страховании. В деятельности РЯСП нет никаких обязательных видов страхования. А консолидация есть.

  • Какова роль государства в обеспечении безопасности ядерных объектов? Можно ли создать механизм выдачи государственных гарантий в страховании ядерных рисков в России? Почему по нашему законодательству невозможно применение западной модели, где государство выступает перестраховщиком последней руки по катастрофическому риску?

Роль государства является определяющей. Без позиции государства в отношении страхования ядерных рисков никакого пула не могло существовать, или его существование было бы номинальным, на бумаге. Страховая отрасль не может обеспечить безопасность ядерной отрасли. Это может сделать только государство с последовательной политикой по строительству новых АЭС, по постоянному повышению уровня безопасности существующих и строящихся АЭС. А РЯСП – институт страхования, инструмент перераспределения рисков. Он призван прийти на помощь государству в случае ядерного инцидента. И я не согласен с утверждением о том, что государство в случае ядерного инцидента не является конечным перестраховщиком в РФ. Ответственность членов РЯСП ограничена определенной суммой, на величину которой заключен договор страхования, ответственность сверх этой суммы лежит на государстве.

  • Какие коррективы в систему защиты от ядерных рисков и условия страхования (перестрахования) внесены после событий на АЭС «Фукусима»? Как данное событие повлияло на динамику мирового и российского рынков страхования и перестрахования?

И в мире, и в России были проанализированы причины и последствия событий на японской станции после Фукусимы. Проведен полный анализ возможности подобных событий на российских АЭС. В конструкции, системах безопасности были учтены все ошибки, допущенные в Японии. По заключению специалистов, наступление событий, аналогичных Фукусиме, на российских АЭС невозможно.

Источник: информационный портал МИГ "Страхование сегодня"

« назад